«Достойно горького рыдания зрелище: христиане не знающие, в чем состоит христианство!», эти горькие слова произнес 150 лет назад Святитель Игнатий (Брянчанинов). Сейчас в наше время ничего не изменилось к лучшему и слова Святителя продолжают быть актуальными и даже больше, обличают всех нас христиан в нежелании знать своей истории. Незнание своей веры, а потом на протяжении десятилетий уничижение ее, принесло такой результат, как сказал поэт: «Кто сады свои под топор пустил, то питается от плодов чужих». Такими, чужими, духовными плодами, ввозимыми, в последнее время, из заморских стран, успешно (что скажешь) питают наши души. Название этой пищи – ересь, готовится она в сектах, автор этого кулинарного искусства, диавол.
Ересь – в переводе с греческого, - выбор, избранный образ мыслей, можно сказать, собственное мнение. Первыми еретиками были наши прародители - Адам и Ева. Уклонение от данной Богом заповеди сделало их таковыми. Ересь, то есть избранный образ мыслей, никогда не исчезала. Со времени жизни первых людей и до сегодняшнего дня и в будущем, она будет соседкой Истине, которую всегда пытается растворить в себе.
В нашем разговоре постараемся провести общий обзор христианских сект, не останавливаясь конкретно на какой ни будь из них. За ними нельзя поспеть, даже в простом определении их деятельности. Они растут, как грибы после дождя, дробясь и синтезируясь между собой, пересматривая свои доктрины, подгоняя их под нынешнее время, изменяя, свои, когда-то принятые ими же законы.
Рассмотрим наиболее яркие, устоявшиеся их проявления, которые не согласуются с Писанием и канонами Православной Церкви. Ветхий Завет, с древнего времени остерегает еврейский народ от ересей и пророчески, нас живущих в Новом, от сект, называющих себя церквями.
Читая притчи царя Соломона, мы находим много мест говорящих об этом. Царь учит свой народ нравственности, не странно ли это? Соломон, имевший 700 жен и 300 наложниц, учит о верности единой жене. Царь, из-за которого, за его распутную жизнь, Бог наказал весь израильский народ тем, что разделил его на два царства, выступает за чистоту супружеских отношений?
Только ли нравственность лежит в основе притч? Но притча останется простым нравственным поучением, даже «анекдотом», есть такое современное научно-богословское мнение, если не будет нести в себе духовных законов. Притча, - это земная история с Небесным смыслом. И с этой позиции рассмотрим часть одной из притч царя Соломона, в частности пятую, с 15-го по 20-й стихи.
Если буквально рассматривать эти стихи, то кроме нравственного вопроса, верности своей жене, мы ничего не увидим. Но как сказано выше, каждая притча несет в себе сакральный, таинственный и главный смысл.
Стих 15. «Пей воду из твоего водоема и текущего из твоего колодезя». «Водоем» и «колодезь» - это источники жизни земной, служат прообразом будущей жизни Небесной. Это та вода, которую предлагает Христос женщине Самарянке: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; и сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). Сейчас отравленных «колодцев» и «водоемов», обряженных в христианскую атрибутику неизмеримое множество. Духовная отрава не сказки, и заболевание от такой пищи лечится не так просто. Здесь нам, Екклесиаст рекомендует, не менять колодцы, которые источают разные учения.
Стих 16. «Пусть не разливаются твои источники по улице, потоки вод – по площадям». «Источники», живую воду, надо беречь, не расточать напрасно: «Не давайте святыне псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими», говорит Христос (Мтф. 7:6).
Стих 17. «Пусть они принадлежат тебе одному, а не чужим с тобою». Нельзя соединить Правду ни с чем другим, не повредив Ей. Правда перемешанная с ложью становится не чистой и уже не будет правдой. Она не служит двум господам. Здесь уже прослеживается предостережение, о грядущем экуменизме.
Стих 18. «Источник твой да будет благословен и утешайся женою юности твоей». Здесь пророчески Новозаветная Церковь названа «женою юности твоей». Проходят годы, столетия, люди стареют, умирают, сменяется поколение за поколением, а Церковь, как и Христос, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8), не меняется, оставаясь единственной и верной «Женою юности». Венчание бывает единожды, развод и новый брак назван Богом прелюбодеянием. Только одна причина, названная Христом, допустима к расторжению брака, - измена одной из сторон. Не мыслимо даже подумать, что это может произойти со стороны Церкви. Человек же такой неверности подвластен и этот стих предостерегает от «духовного прелюбодеяния».
Стих 19. («Утешайся женою юности твоей») – «Любезною ланью и прекрасною серной; груди ее да уповают тебя во всякое время; любовью ее услаждайся постоянно». Груди, как и колодезь, источник жизни, дающий пищу, питающие верующих Божественными законами, доктринами, молитвами. Сказано «во всякое время», то есть не от случая к случаю, этот источник пищи должен быть при тебе.
Стих 20. «И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой»? Здесь прямое предостережение от множества разного рода учений, которые могут быть весьма привлекательными. В том их и прелесть, от слова – прельстить. Такое сравнение с человеческой страстью оправдано, потому что происходит на наших глазах. «Старика – прелюбодея ослабевающего в рассудке», возненавидела Премудрость, говорит Писание (Сир.25:4). Как дряхлый старик, в страстном своем безумии верит «бескорыстным» ласкам молодой женщины, так и любой человек не застрахован от увлечения разного рода учений, будоражащих кровь.
Из короткого отрывка, мы увидели, что уже Ветхий Завет предостерегает человека от пагубного действия ереси, как от яда, сначала весьма привлекательного, но несущего в себе смерть.
Когда ересь находит своих последователей, то перерастает в партии и секты (по латыни-школы), которые, если кратко сказать, есть группа еретиков согласных в том или ином учении расходящимся с догматами Апостольской Вселенской Церкви. Еще до Новозаветной Церкви, такие партии были известны, главные из которых, в эпоху земной жизни Иисуса Христа были, - фарисеи, саддукеи, ессеи и иродианы.
С появлением христианства, еще задолго до создания канонов Нового Завета, это 1-2 век, Церковь Христа воспринималась окружающими, как ересь от иудействующих. Видимый отсчет жизни Новозаветной Церкви, Ее «строительство» идет от дней Пятидесятницы.
Но Церковь, которую мы знаем сейчас, не была таковой. В день Пятидесятницы произошло, только рождение Новозаветной Церкви. Основанием Ее явился Христос, но Она еще не была «построена». Она не имела той Литургии, тех доктрин, тех таинств и законов, которые составляют сейчас «этажи» сооруженного «здания». Иисус Христос Сам говорит об этом: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину»(Ин. 16:13).
Сектанты, думая, что они вернулись к истокам первичного богослужения, глубоко ошибаются. Еще не был составлен чин богослужения, не было Новозаветного Писания, не было доктрин, которые бы защищали Церковь от ересей. Не было и ересей, как таковых.
«Ибо, во-первых, слышу, (говорит Апостол) что когда вы собираетесь в Церковь, между вами бывают разделения, чему от части и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор. 11:18-19). В Церковно-славянском переводе это место звучит так: «Подобает бо и ересем въ васъ быти». Ереси, то есть разномыслия, во время начального «строительства» Церкви были просто необходимы. Вселенская Церковь, собираясь на соборы, ставила вопросы касающуюся Ее, решала эти вопросы, возводила свои решения в законы, рассылая по всем поместным Церквам, склоняя к безукоризненному их выполнению.
Дух Святой руководил такими соборами, «наставляя на всякую истину». Тем самым, делая человека соучастником такого «строительства», видимым началом которого может служить избрание диаконов. Далее, Апостольский собор 51 года, описанный в Деяниях. Далее, все семь Вселенских соборов. И завершением основного «строительства», подчеркиваю, основного, является Константинопольский собор 842 года, на котором был установлен праздник Торжества Православия, можно сказать, праздник Победы.
Прежняя нужда в разномыслие отпала. Все ереси были рассмотрены соборами и попраны ими. Произошла полная победа Православия над ересями. Последующие ереси, не представляют собой ничего нового. Они могут синтезироваться друг с другом, создавая, якобы что-то новоиспеченное, по сути, старое.
Все они были повержены на 7-ми Вселенских соборах и как сказал Екклесиаст -проповедник: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Екк.1:9).
Но Церковь не остановилась в своем росте (строительстве): «Глава (Христос), от которого все тело, составами и связями, будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божьим», говорит Апостол (Кол.2:19). Павел сравнивает Церковь со зданием, строительство Которого не закончено, Которое продолжает строиться: «Все здание слагается стройно, (пишет он) возрастает в святой храм в Господе» (Еф. 2:21).
Это рост не только в смысле видимого, количественного расширения Церкви на земле, но еще в большей степени это духовный рост, становления святых, наполнения небесно-земного мира святостью. Через Церковь совершается предназначенное Богом, как говорит Апостол: «устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф.1:10).
Руководствуясь Святым Духом, человек сам по предоставленной Богом свободе, вырабатывал, возможно, точные на языке человеческом определения откровенной истины. Бог это позволил человеку с благой для него целью – воспитать в нем, самостоятельное отношение к данным ему истинам, что необходимо для существа, созданного разумно-свободным. Догматы веры, по своему внутреннему содержанию были в Церкви всегда одни и те же, от времен Апостольских, а по своему обозначению они менялись. От этого встречается, например, множество трудов святых отцов, одинаковых по содержанию, но различных по букве. Это потому, что обыкновенное человеческое слово не всегда отвечает существу истины, как это и доказывают своими трудами еретики.
В Православной Церкви нет, нечестивого учения о чьей бы то ни было непогрешимости, - непогрешимость принадлежит лишь всему соборному сознанию всей Церкви в целом. Такое сознание, как раз и находило себе выражения на Вселенских соборах, на которых дерзновенно повторяли апостольские слова, произнесенные ими в определении Первого Апостольского собора в Иерусалиме в 51 году: «изволися Духу Святому и нам» (Д. 15:28) и которые в дальнейшем стали основополагающими всех последующих соборов.
При этом надо понимать, что далеко не всякий собор непогрешим, а только тот, который выражает и утверждает вселенское сознание Церкви, который принят всей Церковью как вселенской. И хотя в спорных случаях на соборах иногда прибегали к голосованию, чтобы установить большинство голосов, демократический этот принцип «большинства голосов», никогда не имел в Церкви абсолютного значения. Церковь знает множество примеров, когда истина была не на стороне большинства, а даже сосредотачивалась вся в одном лишь лице.
С другой стороны, бывали в истории соборы, и весьма многолюдные, которые претендовали именоваться «вселенскими», но Вселенским сознанием Церкви были отвергнуты. А один из таких «соборов» 449 года, получил даже красочное и выразительное наименование «разбойничьего».
Главнейшие ереси, проходившие с 1-го по 7-й век, начинались не с отрицания Церковного учения и авторитета, а с попыток выяснить и формулировать какой-либо пункт учения, не отличавшийся еще твердой догматической формулой. И инициаторы этих ересей еще не сознавали себя в оппозиции с непрерывным Церковным преданием, а напротив, считали себя выразителями и продолжателями его (это очень схоже с позицией нынешних сектантов).
Подвергшись соборному суду, они или подчинялись этому суду, или разрывали общение с Церковью и начинали свою собственную религиозную жизнь, становясь сектами. По словам Господа: «если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мтф. 18:17).
При этом, поставив в одном пункте учения свою мысль выше мысли Церковной, они, чем далее, тем смелее удалялись от Церковного авторитета, как в развитии своего, только что осужденного догмата, так и в других пунктах, которые давно были твердо сформулированы Церковью и с которыми они сами когда-то были согласны.
Подводя итог сказанному, можно определить; что секта это организованное общество людей, разно мыслящих с господствующей Вселенской Церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении. Между сектой и ересью та разница, что ересью обозначается не столько совокупность лиц, следующих известному учению, сколько содержание самого учения. Ереси образуют секты (по латыни – школы, в Библии не встречается), они являются корнями, питающими древо новой структуры, которое и названо нами сектами.
Виктор Халин,
Алматы. Казахстан
Пенсионер. Преподаватель Нового Завета на Вечернем Миссионерско-Богословском факультете (для мирян) при Алматинской семинарии. e-mail автора:halin52@mail.ru сайт автора:личная страница
Прочитано 2189 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Вот вам и десятина! - Николай Погребняк Церковь и деньги - на эту тему уже многие века спорят богословы. Я не собирался и не собираюсь ввязываться в эти споры. Но так уж случилось, что в силу некоторых личных обстоятельств, искал ответ у Господа, как быть с нашими десятинами и пожертвованиями. И Господь не только ответил на мой частных вопрос, но и явил откровение Божие и о роли Иисуса Христа в служении начатками и приношениями. Пережив это откровение, я был потрясен той глубиной заблуждения, что опутала многие церкви, в этом служении.